- Восприемники
- свидетели, поручители за веру крещаемого, обязанные наставлять его в правилах христианской жизни и в последующее время. Существуют с 1-го христианского века. Одни исследователи производят этот институт от иудейского обычая, требовавшего присутствия двух свидетелей при обряде обрезания, которое в христианстве сменилось крещением. Но гораздо основательнее другое предположение, по которому крещение рассматривается как союз или договор, а В. как свидетели, которые могли своим показанием о времени и месте крещения заставить слабых членов церкви, при отпадении их, вернуться в лоно ее. Третье мнение приписывает начало института В. при крещении детей, как не способных к исповеданию веры, требовавшейся от крещаемого. Но так как В. нужны одинаково и взрослым, то следует заключить, что В. вызваны желанием церкви не допускать в свое лоно людей, принимающих христианство не в силу сознания его истинности, а по другим каким-нибудь причинам, часто враждебным христианству. Таким образом В. являлись поручителями крещаемого. Первые письменные упоминания о восприемниках относятся ко второму столетию. Обязанности В. состояли в следующем: до крещения они должны научить простых и необразованных людей, что отвечать во время крещения; если крещаемый младенец, то В. произносит за него исповедание веры, отрекается от диавола, соединяется с Христом, отвечает на все вопросы и т. д. Такие же обязанности возлагались на В., когда крещаемые были в ненормальном состоянии, тупоумные или больные; если же крещаемый взрослый был здоров, то обязанность В. выражалась в том, что он являлся свидетелем, поручителем за истинность веры крещаемого; не менее ответственна обязанность В. и после крещения, требующая от В. наставлений в дальнейшей жизни крещаемого в вере и благочестии, а также следить за его нравственностью, научать его чистоте, смирению, миролюбию и другим христианским добродетелям. Вменяя В. такие важные обязанности, церковь заботилась о том, чтобы они сами были наставлены твердо в основных догматах христианства, знали символ веры, молитву Господню и другие главные пункты христианского вероучения. Первое время после установления института В. таковыми охотнее всего назначались крещаемому его родители. По закону, изданному в VIII в. императорами Львом IV и Константином V, запрещалось родителям воспринимать своих детей на том основании, что брак этих людей становился вне закона, как заключенный в близком родстве. Чаще других В. были диаконы, диаконисы, отшельники, девственницы и другие, посвятившие себя служению церкви, в VI в. по постановлению собора Антиссио-доренского запрещено было, однако, священнику и монаху быть В., и тогда приглашались все, твердо наставленные в истинах христианской веры. Число восприемников в первое время ограничивалось одним мужчиною при мужчине и женщиною при женщине; по определениям соборов XIII в. число их увеличено: при мужчине двое мужчин и одна женщина, при женщине две женщины и один мужчина; до XIV в. число В. колебалось от четырех до двух. Древняя русская церковь заимствовала установление этого института от восточной с некоторыми изменениями, относящимися исключительно к числу В.: до XIV в при крещении полагался один В., с XIV же устанавливается два В. мужчина и женщина; этот обычай русской церкви с течением времени получил гражданство не только в силу практики, но и позднейших указаний Св. Синода, хотя в принципе и остается необходимость только одного В.: мужчины при мужчине, женщины при женщине. Указом Св. Синода от 31 декабря 1737 г. родство между В. и восприемницею признано несуществующим; по указу 19 января 1810 г. подтверждается запрещение быть В. мужу и жене у одного и того же лица. По позднейшим указам Св. Синода, В. должны быть непременно православными и знать твердо главнейшие истины христианской религии и нравственности, сущность обетов, произносимых при крещении которые В. передают крещаемому и поучают его. По другим указам Св. Синода В. не могут быть: 1) малолетние, минимальный возраст для мальчика 15 л., для девочки 13 л.; 2) совершенные невежды в вере; 3) грешники и лица, павшие в нравственном отношении; 4) раскольники; 5) иноверцы, которые "имеют испорченный символ веры и отведут крещаемого в свою веру"; 6) монашествующие и священники, так как это могло вовлечь их в мирские заботы; архимандриты, епископы и игумены; делают иногда исключения для людей достойных. Число В. признано Св. Синодом то же, что и в древности, т. е. двое. В. и восприемница. Когда трудно отыскать В. православного исповедания, то можно совершить крещение без В. его могут заменить или кто-нибудь из священно-церковных служителей, если крещаемый мужчина, или из их жен, если крещаемый женского пола.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.